Нарты — это… Нарты ездовые. Гонки на собачьих упряжках


Волокуши наверняка придумали раньше колеса. Нарты — это своего рода усовершенствованная разновидность подобного приспособления. Совсем просто нарты можно описать так: деревянный настил на паре длинных лыж, привязанный к собакам или оленям. Именно эти животные у коренных народов Севера были основной тягловой силой.

Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. На них перевозили нехитрую домашнюю утварь, кочуя со стадами оленей по тундре, использовали на охоте, рыбалке и даже в военном деле.

Собачий транспорт незаменим в условиях тотального бездорожья. Собаки, питаясь местными кормами (рыбой, мясом), обладая удивительной выносливостью и неприхотливостью к суровым условиям Севера, не имеют конкурентов в тягловой работе. Собачья упряжка за день налегке может пройти до 200 км. С грузом до 500 кг упряжка из десяти собак может ежедневно проходить до 80 км несколько дней подряд.

Олени не могут составить им конкуренцию в местах, где не растет ягель (основной их корм), и в прибрежной зоне – на них по льду передвигаться весьма затруднительно.

Для управления упряжкой оленей каюры использовали остол – специальный шест для управления нартами. С его помощью можно затормозить сани, повернуть их, подогнать тычком отстающее или ленивое животное. На стоянках остол втыкали между перекладинами нарт, используя его в качестве ручного тормоза.

К собакам тоже применялся шест для управления нартами, но немного усовершенствованной конструкции. На его верхней части крепилось несколько металлических колец. Позвякивая ими, каюр давал направление движения упряжке, поворачивая ее в нужную сторону.

Гонки

Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее.

История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки. От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей.

Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина. Далеко не все эти животные способны быть ездовыми. Лучшими породами для гонок считаются сибирский хаски, самоед, эскимосская лайка, аляскинский маламут, гренландская, чукотская ездовая собака и их помеси.

История развития ездового спорта

Одно из первых упоминаний о гонках встречается в 1850г. Местом соревнований была выбрана трасса между городами Виннипег и Сен-Пол. А следующее событие, оставившее документальное свидетельство своего проведения, проведено в 1886г в том же американском городе Сен-Пол.

История свидетельствует о том, что истинное развитие данного направления спорта пришлось на период «Золотой лихорадки». Именно в этот период старатели активно покоряли просторы Белой Пустыни. Прииски располагались в отдаленных частях страны, поэтому использование собачьих упряжек для перемещения людей и снаряжения стало максимально доступным и эффективным решением.

В течение короткого промежутка времени формируется особый класс погонщиков, получивших название каюров. Их основной задачей стала доставка старателей и продовольствия на отдаленные прииски.

И уже в 1907 г в городе Ном были проведены первые настоящие соревнования между лучшими каюрами и их упряжками. Одной из значимых фигур соревнований стал ее основатель Скотти Аллен. Но не меньшей популярностью на тот момент пользовался и серебряный призер Зимних игр 1932г Леонард Сепалла.

Эксперты утверждают, что одной из причин столь громкой популярности данного спортивного направления в США стала история пса Болто. Он был вожаком упряжки, которая под руководством каюра Гуннара Каасена, совершила настоящий подвиг.

Каюр и его псы смогли доставить сыворотку от дифтерии в период эпидемии. Упряжке удалось пробиться через жестокую метель и ее вожак стал героем США.

Постепенно из Северной Америки ездовой спорт перекочевал в Норвегию, а затем в в другие страны Европы. Не последнюю роль в популяризации таких гонок сыграла экспедиция, во главе которой стояли Расмуссен и Нансен.

Они использовали собак для транспортировки груза и перемещения людей по просторам Севера. Приверженцы гонок начали объединяться в специальные клубы только в семидесятые годы ХХ-го века.

В Советском Союзе соревнования проводились на уровне северных регионов и СМИ слабо освящали данное событие. Но уже в 1990г состоялась гонка под названием «Берингия». Ее протяженность составила 250км. А всего год спустя осуществилась мечта любителей спорта и была проведена невероятно длинная гонка.

Ее трасса прошла между двумя населенными пунктами и пролегла от Нома и Анадыри. В 2014г была создана Федерация ездового спорта России, объединившая под своим крылом разрозненные любительские клубы.

Нарты для собак

Не менее важным элементом таких соревнований являются специальные гоночные сани. Нарты для собак можно приобрести в специализированных магазинах вместе со всей амуницией для животных. Они различны по конструкции, материалу изготовления, весу, размерам. Но для всех моделей и видов гоночных нарт существуют обязательные элементы:

  • полозья — идут параллельно земле под небольшим углом, что придает им устойчивость;
  • дуга или баран — за него держится погонщик во время езды;
  • ножки-копылья — соединяются перекладинами;
  • настил для груза или пассажира.

Настоящий каюр (погонщик собак) делает нарты своими руками. Размер и конструкция зависят от назначения и вида зимних гонок:

  • спринт-класс, скоростные гонки на короткую дистанцию;
  • средние дистанции – до 500 км;
  • на длинные дистанции – свыше 500 км;
  • многоэтапная гонка — может состоять из несколько видов дистанций;
  • грузовые — соревнования по перевозке багажа;
  • с ориентацией на местности — трассу с контрольными пунктами проходит команда из двух человек.

Нарты ездовые могут быть предназначены для длинных или коротких дистанций, для одной собаки или запряжки до 16 голов.

Популярные соревнования

К сведению спортсменов, желающих принять участие в современных гонках мы предоставляем информацию о времени и местах их проведения. К числу наиболее популярных относятся:

  • «По следам желтых листьев». Место проведения МО, карьер Волкуша, октябрь. Тип соревнований драйдленд. Возраст каюров не может быть младше 12 лет. А для пса ограничением является возраст от 12 месяцев.
  • «Серебряная ладья». Местом проведения стала Костромская область . Расположенное неподалеку село Никольское в начале декабря ждет спортсменов. Возраст участников от 9 лет в разных группах. Соревнования проводятся по двум направлениям: скайджорингу и упряжкам. Участники могут выбрать дистанцию любой протяженности, начиная от 500м. также можно попробовать свои силы на трассе длиной в 5км, а для серьезных каюров предложена трасса 20км. Допускаются все породы собак, включая дворняг.
  • «По земле Сампо». Январь, Карелия. Профессиональные гонки. К участию допускаются псы любых пород, в возраст каюра не может быть младше 18 лет. Соревнования проходят по двум направлениям: упряжке и скайджорингу. Спортсмены могут выбрать дистанцию в 6км, а для более опытных и хорошо подготовленных организаторы предлагают на выбор длину в 10 или же 40 км;
  • «Северная Надежда». Чукотка, упряжки. Возрастная категория каюров составляет 18+, а псов ограничением становится возраст младше 18 месяцев. Протяженность трассы 500км;
  • «Берингия». Чукотка. Протяженность трассы 1500км. Нарты. Возрастная категория каюров 18+, в возраст пса не может быть младше 18 месяцев.

В большинстве регионов имеются оборудованные трассы, предназначенные для регулярных занятий. Они позволяют отточить мастерство каюра, а также привить собакам необходимые навыки и повысить уровень выносливости.

Способы запряжки собак

Известны два вида запряжки собак: веерный и цуговой. Более древней и удобной считается цуговая запряжка. К длинному центральному ремню-потягу пристегиваются собаки. Есть два способа: привязывают собак попарно или попеременно «елочкой». При таком способе животных цепляют на коротких ремешках на одинаковом расстоянии друг от друга, по очереди справа и слева.

При цуговой запряжке вожаки ставятся впереди. Как правило, это сильные собаки, способные пробивать дорогу в глубоком снегу. Удобство такой запряжки в том, что можно быстро заменить уставшую переднюю пару и продолжить движение, не теряя скорости. На гонках собак запрягают цугом.

Веерный вариант запряжки предполагает расположение животных по дуге относительно нарт. Здесь тоже есть свои нюансы, веер бывает:

  • полным – собаки располагаются на одной линии;
  • по слабо выгнутой дуге;
  • уступом – собаки запрягаются в виде клина.

При разных вариантах веерной запряжки месторасположение вожаков может быть в центре или по бокам. Запрягают нечетное количество собак. Для гонок такой способ не используют.

Мнения владельцев

Я живу в частном секторе. Наши соседи держат двух кавказцев. У них есть будки, но по территории они передвигаются свободно, ведут себя прилично и не облаивают всех подряд. Правда, однажды ворота забыли закрыть, и одна из собак вышла погулять за пределы участка. В этот момент я проходила мимо и испытала сильнейший стресс. К счастью, кавказец был спокоен, как удав. Вскоре он вернулся домой, где чувствовал себя вполне комфортно. У моей двоюродной бабушки тоже был цепной пёс по имени Бобик. Он ответственно сторожил яблоневый сад, но каждый вечер свободно носился по двору. К сожалению, не всем так везёт. Я помню другую соседскую собаку (короткошёрстную), которая бо́льшую часть времени просто стояла у будки и хрипло выла от тоски. К концу жизни она сильно похудела, а её лапы ослабли, отчего выглядели полусогнутыми. С цепи её никогда не спускали, не общались и не выгуливали. Местные собаки, постоянно сидящие в вольерах, тоже мучаются от безделья и гиподинамии, поэтому наилучшим вариантом я считаю свободное перемещение животного по территории участка, использование блокпоста по ночам и наличие тёплой будки на случай непогоды

Но самое важное — это внимание и забота хозяина

У меня во дворе живет огромная немецкая овчарка. Держу его на цепи, так как у него очень устрашающий вид, и если он свободно будет бегать по двору днем, то даже прохожие будут обходить мой двор за 200 метров. Поэтому отпускаю побегать своего охранника только ночью, когда он никого не напугает, но зато охрана отличная. Ему раздолье, что побегает и я спокойно сплю, зная, что ко мне во двор не заберется никакой «ночной гость». Для полноценного образа жизни собака должна не только отдыхать лежа на боку, но и отдыхать активно, то есть свободно бегать и прыгать.

По-моему, что цепь, что вольер — одинаковое ограничение свободы. Бывает цепь, которая свободно скользит по проволоке, протянутой по большой территории (это называется блочная привязь), так это куда лучше вольера, как по мне. Но в любом из этих случаев собаке необходим выгул — чтобы поразмяться, сбросить энергию, поиграть. В таком случае временное ограничение не будет тюрьмой. А если на цепь на всю жизнь — это кошмар.

Видео: мнение владельца дрессировочного центра о содержании собак на цепи

Пёс, сидящий на цепи для охраны, не должен быть бесправным узником. Он остаётся членом семьи и питомцем, за которого вы несёте ответственность

Обеспечьте собаке грамотный уход, выгуливайте, общайтесь, уделяйте внимание, спускайте с привязи во внеслужебное время. Тогда она будет чувствовать себя нужной и ответственно выполнять обязанности охранника

Современные нарты

Прогресс давно шагнул вперед, но на снежной равнине по-прежнему актуальным транспортом остаются нарты. Собак заменили снегоходами. Усовершенствовали сами нарты. Это специализированные модели прицепных устройств, предназначенные для разных целей. Для их производства используют самые современные материалы и передовые технологии.

Снегоходы прочно вошли в жизнь сегодняшних охотников, рыболовов, туристов, участников различных экспедиций, любителей активного отдыха и обычных жителей северных широт. Полноценный отдых или работа требуют какого-то снаряжения. Для его транспортировки велосипед изобретать не стали, а усовершенствовали древнее средство передвижения – нарты.

Как начать тренировки

Планомерные и регулярные тренировки — залог успеха. И гонки с участием ездовых псов не стали исключением. Следует уделять огромное внимание слаженной работе собаки и погонщика. А сбалансированному и полноценному питанию собаки, а также процессу приведения ее в оптимальную физическую форму.

Основная часть соревнований приходится на холодное время года. Но усиленные тренировки спортсмены проводят круглый год за исключением жаркого периода. Всю подготовку можно условно разделить на 3 ключевые периода:

  • Активный отдых. Протяженностью с мая по август. Это идеальный период для отдыха питомца. Плаванье, длительные прогулки и умеренные нагрузки способствуют поддержанию тонуса пса;
  • Тренировки. Сентябрь — январь. В этот период происходит отработка навыков и упражнений, необходимых для участия в гонке;
  • Выступления. Организаторы выбирают для них период с января по март-апрель. На данном этапе участники должны показать свои достижения и максимально продемонстрировать приобретенные навыки.
  • Отдельного внимания заслуживает подготовка снаряжения. Для пса индивидуально следует изготовить амуницию, а также приучить животных к работе с определенным типом снаряжения. Это облегчит прохождение дистанции.

Возможно вам также будет интересна наша статья: Дрессировка и обучение охотничьих собак

Программа тренировок разрабатывается каюром либо его тренером. Фиксируются все данные о погоде, нагрузках, а также оценивается вероятность получения травм участниками соревнований. Животным и каюру необходимо находиться в идеальной форме перед началом соревнований и псы должны беспрекословно подчиняться всем командам.

Это важно: начать обучение можно в любом регионе. Достаточно обратиться в кинологический клуб и опытные заводчики подскажут, как и с чего следует начинать процесс обучения.

Волокуши

Волокуши – самая простая и доступная по цене модель. Выглядит как глубокое корыто с прицепным дышлом для снегохода. Кроме низкой стоимости, у волокуш есть следующие плюсы:

— очень простая конструкция;

— маленький вес;

— они практически не обмерзают в шуге;

— на них удобно укладывать багаж;

— имеют низкий центр тяжести, что предотвращает переворачивание;

— плывут по воде.

Есть и существенные недостатки, самый главный из которых — абсолютное отсутствие комфортных условий для перевозки пассажиров. Они всей своей площадью контактируют с поверхностью земли, поэтому подвеска-амортизатор здесь отсутствует. Любая неровность, камень, бревно или пень ощутимо ударят по волокуше, пластик может не выдержать таких нагрузок и расколоться. Из-за этого их предпочтительно использовать по снегу.

Еще одна частая поломка – разрушение дышла при сильном ударе, например о дерево. Небольшую грузоподъемность, намокание груза при транспортировке по воде или по шуге, неустойчивость на склонах тоже можно записать в отрицательные характеристики волокуши.

Надежные карабины для рыбалки с Алиэкспресс

Если статья «Слабое звено» уже прочитана, то вероятность покупки рыболовной фурнитуры от китайского производителя автоматически отпадает. Так было и у меня. Однако, как оказалось позже, не все так плохо. Стоит только потратить денежки, выписать несколько моделей от «настоящих» китайских производителей и протестировать их на рыбалке.

Ради интереса с Алиэкспресс были выписаны застежки 3 разных фирм. Оснащал карабинами поводки из флюра и вольфрама. У одних не понравился загиб зацепа. Неудобно было менять воблеры. У другого под сомнения поставил качество проволоки. Приходилось плоскогубцами прижимать скобку. Только с одной моделью пока проблем не возникало.

Название конторы «Paxipa» . Занимается продажей приманок, элементов оснастки для спиннинговой и карповой ловли. Кстати, продают довольно неплохие офсетные крючки.

НХНЧ

Информации много не бывает

Грузовые нарты

Грузовые сани, в отличие от волокуш, для скольжения по поверхности снабжены лыжами. Нередко модели оборудованы амортизаторами. Преимущества:

— большая грузоподъемность;

— широко поставленные лыжи обеспечивают устойчивость, а наличие коньков не позволяет им переворачиваться на склонах;

— более комфортная, по сравнению с волокушей, перевозка пассажиров;

— вода, даже если попадает на сани, не скапливается на них;

— сани-боксы обеспечивают полную сохранность груза и необременительную укладку багажа.

Вместе с тем есть и свои проблемные моменты, прежде всего, это большой вес самих саней. При транспортировке крупных или длинномерных грузов следует тщательно укладывать багаж с учетом оптимального баланса нагрузки на всю длину саней. Металлические детали обмерзают, чем доставляют дополнительные хлопоты своим владельцам

Форма карабина

Одной из самых универсальных форм карабина является крючок с небольшим рычагом и вертлюгом. Это классическая модель, которая встречается чаще всего. При условии правильно подобранного размера она подойдет практически любому питомцу.

Отдельно стоит упомянуть о так называемом альпинистском карабине, который представляет собой звено с закручивающейся муфтой. Такой тип карабинов подойдет особо активным крупным собакам, поскольку отличается повышенной надежностью и сложностью снятия. Однако для альпинистского карабина отдельно необходимо приобрести вертлюг, который не позволит поводку перекручиваться.

Карабин можно купить как отдельно, так и вместе с ошейником. Выбирайте амуницию в соответствии с ее предназначением. Особо крепкий карабин нужен при дрессировке и на выставках — в тех ситуациях, когда необходимо контролировать собаку. В повседневной жизни можно использовать более простые и легкие модели.

Им подойдет небольшая изящная фурнитура, которая не будет утяжелять конструкцию ошейника и поводка.

Фотографии:

Пассажирские нарты

Пассажирские нарты для снегохода могут быть закрытого или открытого типа, вместимостью от 2 до 8 человек. Есть небольшие, в виде пластиковой капсулы с багажным отделением, рассчитанные на 1-2 пассажиров.

Возможен вариант повышенного класса комфортности. В них свободно размещается четыре взрослых человека, удобно устроившихся на мягких диванах. Уровень комфортности и оснащенности зависит от марки производителя и класса саней. Есть и открытые нарты для перевозки рыбаков, охотников или туристов.

Терминология

Гонка – программа состязания в указанной дисциплине, классе.

Заезд – прохождение дистанции.

Территория состязаний – место, где размещены все объекты: стоянки, стейк-аут (место размещения собак), стартовые и финишные зоны, зона размещения судейского состава и обслуживающего персонала, зрительская зона, непосредственно трассы.

Упряжка – собаки, запряженные в нарту, пулку и т.д.

Гонщик – управляющий упряжкой.

Хендлер – помощник гонщика на старте, финише, чек-поинтах.

Снаряжение – предметы одежды, оборудования, амуниции.

Свободная собака (упряжка) – животное (упряжка) без привязи на территории состязаний.

Самодельные

Нарты своими руками делает огромное количество людей. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, можно сделать узкоспециализированные нарты для конкретной задачи. Только от опыта и умения мастера зависит, насколько подойдут изготовленные им сани для перевозки тяжелого багажа или комфортного путешествия людей. Ну и самое главное, самодельные нарты — это возможность воплотить в жизнь интересные разработки и собственные изобретения.

При выборе нарт для снегохода следует учитывать не только цель их использования, но и условия, в которых сани придется эксплуатировать. У каждой конструкции есть свои плюсы и минусы. Универсального варианта на все случаи жизни нет.

На заснеженных площадях уместны пластиковые модели. Низкая температура требует пластика высокого качества. Каменистые участки предполагают использование металлических полозьев, транспортировка людей – наличие амортизаторов, на коротких волокушах удобно перевозить небольшой груз, для тяжелого и габаритного багажа — использовать грузовые сани.

Механические ?братья меньшие?

Можно сделать своими руками и мотособаку. Огромная востребованность легких мотобуксировщиков обусловлена компактными размерами устройства и отличным уровнем проходимости. Основным элементом для изготовления своими руками мотособаки является двигатель, к примеру, мотор мопеда Ш-58, рассчитанный на ручное переключение. Самодельные мотособаки универсальны. Элементы управления мотобуксировщиком также важны, и здесь лучше всего подойдет руль со встроенными органами управления, а именно переключатель КПП, ручка газа и сцепление от мототехники. Несущей конструкцией мотособаки может стать сварная рама, состоящая из труб различного диаметра.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]